Случаи, когда на основании подп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ налоговые органы исключают юридические лица из ЕГРЮЛ, в последнее время только набирают обороты. Исключение приводит к различным последствиям для владельцев, директоров и иных контролирующих лиц: от запрета на осуществление регистрационных действий в ЕГРЮЛ до появления оснований ускоренной процедуры привлечения к субсидиарной ответственности. В связи с этим ответственные владельцы, понимающие все последствия, стараются сохранить компании в ЕГРЮЛ.
Однако зачастую реальным бенефициарам таких организаций в силу ряда причин бывает затруднительно или нецелесообразно проявляться в качестве представителей компаний, сдавать отчетность, оплачивать штрафы, доказывать достоверность места регистрации и т.д. Ввиду чего появились «умельцы», которые обращаются в налоговую с просьбой сохранить недействующие компании от имени их кредиторов. Разобравшись с подобной правовой эквилибристикой, налоговая перестала обращать особое внимание на заявления такого рода и продолжила исключать недействующие компании из ЕГРЮЛ.
Появились и попытки «кредиторов» возражать против игнорирования их интересов.
По одному из споров1 в Московском округе суды трех инстанций поддержали налоговый орган. По данному делу налоговая инспекция опубликовала сведения о предстоящем исключении Компании из ЕГРЮЛ 30.04.2019 и в тот же день внесла в ЕГРЮЛ запись о принятии решения о предстоящем исключении из названного реестра Компанию как недействующего юридического лица. 02.07.2019 от одного из «кредиторов» (организация, оказывающая юридические услуги) в Инспекцию поступили возражения относительно исключения Компании из ЕГРЮЛ в связи с наличием неисполненных обязательств по возврату денежных средств. В ответ Инспекцией 05.07.2019 в адрес «кредитора» направлено письмо о принятии возражений в соответствии с п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, в котором указано, что в ЕГРЮЛ внесена запись от 03.07.2019 о прекращении процедуры исключения Компании из названного реестра.
Заподозрив неладное, 29.07.2019 Инспекция повторно приняла решение о предстоящем исключении Компании из ЕГРЮЛ в связи с наличием сведений о недостоверности, о чем 31.07.2019 в реестр была внесена запись. Поскольку в течение трех месяцев в Инспекцию не поступило заявлений от лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты в связи с предстоящим исключением Компании, регистрирующий орган 14.11.2019 внес в ЕГРЮЛ запись об исключении юридического лица из реестра на основании подп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ. Не согласившись с действиями Инспекции, «кредитор» обратился в арбитражный суд.
Отказывая кредитору в удовлетворении его требования, суды трех инстанций отклонили довод заявителя о том, что повторная процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не может быть инициирована Инспекцией в соответствии с п. 1 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры. Как посчитали суды, каких-либо ограничений по сроку возобновления процедуры исключения недействующего юридического лица из реестра названным Законом не установлено.
Верховный суд РФ с ними не согласился и в своем Определении от 28.10.2021 № 305-ЭС21-7837 указал, что в случае направления заявления «кредитора» повторная процедура исключения не может быть инициирована регистрирующим органом до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры. До истечения указанного срока нет оснований полагать, что «кредитор» после направления возражений утратил интерес к сохранению правоспособности Компании и совершению действий по защите своих прав.