Федеральная служба исполнения наказаний России ввела дополнительные ограничения в порядок содержания подозреваемых, обвиняемых и осуждённых под стражей. В следственных изоляторах на территории Москвы ввели «режим особых условий»: с 31 марта 2020 года и до иного указания.
Согласно информации на официальном сайте УФСИН России по г. Москве, такой режим предполагает следующие ограничения:
1) Прием подозреваемых, обвиняемых и осужденных будет производиться только в СИЗО-7;
2) В СИЗО приостанавливается приём посылок и передач;
3) Приостанавливается вывоз арестантов на следственные действия и судебные заседания;
4) Приостанавливается предоставление свиданий с родственниками;
5) В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями[1] устанавливаются ограничения на допуск в столичные СИЗО адвокатов и других посетителей.
Отдельные средства массовой информации неверно интерпретируют содержание ограничений, в прессе распространяется информация, что «в московских СИЗО запретили пускать адвокатов». В действительности, приостанавливаются свидания с родственниками, адвокаты и следователи по-прежнему допускаются в следственные изоляторы.
Ограничения на допуск в СИЗО сводятся к тому, что каждый адвокат берет с собой маску, резиновые перчатки и бахилы. При этом свидания проводятся не в следственных кабинетах, а через стекло со специальными телефонными трубками. Таким образом, адвокаты физически не контактируют с подзащитными.
Вопреки заблуждению, «режим особых условий», который ввели в столичных СИЗО, не предполагает запрета на допуск в следственные изоляторы адвокатов. Таким образом, о нарушении права на защиту не идёт и речи, баланс общественных и частных интересов соблюдается.
Приемлемой, на наш взгляд, стала и мера, которая приостанавливает вывоз арестантов на судебные заседания. На время карантина суды в РФ приостановили рассмотрение дел, за исключением дел безотлагательного характера. К делам безотлагательного характера относится продление сроков содержания под стражей — однако проведение таких судебных заседаний в отсутствие обвиняемого допускается законом при отдельных обстоятельствах. При этом участие защитника в судебном заседании становится обязательным. Следовательно, нарушение права на защиту этой мерой предосторожности также исключается.
Согласно ч. 1 ст. 48 ФЗ «режим особых условий» вводится на срок до 30 суток. После истечения указанного срока меры предосторожности отменяются. Развитие эпидемии коронавирусной инфекции на территории России спрогнозировать сложно, как и сказать, поможет ли такой срок действия режима предотвратить распространение COVID-19 среди обвиняемых.
[1] На сайте УФСИН России по г. Москве используется формулировка «санитарно-эпидемические требования».